По поводу венчания и прочего, прочего, прочего…Смена статусов, а также признание рождения и смерти, естественно, происходят при всей общине, т.е. соборно – с присутствием духовных лиц и – незримо – Благовестных. Сложность и пышность обряда варьируется в зависимости от того, кто и для кого его проводит. Тем не менее, основа во всех случаях едина. При рождении – обращение это погружение ребенка в воду и его пеленание, символизирующее первое появление провозвестников веры на нашем берегу (почти тот же обряд повторяется, собственно, при обращении неверных и знаменует их второе и истинное рождение; отсюда же – встречающиеся высказывания о неверных, как о неразумных и младших братьях: образно выражаясь, душа, не прошедшая истинного рождения, не взрослеет и не собирает мудрость, следуя за Благовестными, и прожитые во мраке годы – проходят впустую и словно бы не существуют в свете истинной веры, а не нашедшие пути Благовестных умирают, словно бы и не родившись; отсюда же - встречающийся обычай отмечать ежегодно день обращения, в некоторых случаях - едва ли не пышнее, чем рождения, а иногда и вовсе подменяя один праздник другим).
После смерти – прощание, когда тело умершего “оговаривается” священнослужителями и родственниками: покойному даются наставления по поводу долгого пути, который ему предстоит проделать вслед за Благовестными. Первая часть наставлений обычно носит (особенно в среде третьего сословия) достаточно вольный характер, в ней могут участвовать все присутствующие; вторая, более ритуализированная – заключается в чтении священником соответствующих текстов из Книги. После этого тело выносят ногами вперед – вслед за ушедшими провозвестниками. В связи с этим наиболее верным и чистым является прощание с умершим в храме: вся его архитектура и внутреннее устройство словно выверены, выстроены по одной оси и сами по себе являются каменной летописью Пути. Однако в тех случаях, когда это невозможно, прощание проводится в любом другом помещении, и сохраняется лишь обычай расположения покойного перед дверьми и его вынос вперед ногами – куда бы уже не был ориентирован выход здания. Это, впрочем, компенсируется тем, что кладбище, если только есть такая возможность, всегда располагается к северу либо северо-западу от места обитания, а потому траурная процессия так и так возвращается на истинный путь.
Венчание… Ох, дамы, рискую вам не угодить и вызвать Реформацию ))) Потому прошу не судить строго, я всего лишь бедный священник… Основа ритуала – обмен устными клятвами, причем как жениха с невестой, так и - в случае присутствия – их ближайших старших родственников мужеска пола. В отдельных случаях допускается участие с женской стороны братьев невесты (если мужчин предыдущего поколения нет в живых, либо нет на церемонии). Женщины старшего поколения обычно на церемонии присутствуют, но клятв не произносят, однако следят за выполнением других символических моментов, в частности хранят покрывало невесты (на церемонию невеста приходит, укрыв волосы покрывалом цвета своего рода, после церемонии – меняет на покрывало цветов рода супруга; для знатных особ этот элемент костюма часто украшается родовым гербом).
Что касается статуса женщины… Ну, я бы не был столь категоричен, в ваших словах, ваша милость, мне чудится некоторый упрек.
Если учесть, что изначально наша вера распространялась на мечах и копьях (про историю северного епископата и вовсе умолчим), думаю, некоторая отдаленность прекрасного пола от дел церкви станет вполне понятной и закономерной. Таковы истоки традиции. А традиции, как вы понимаете, живут долго ) Но – не вечно…
В остальном же никакого особого угнетения или дискриминации женщины ни в тексте Книги, ни в церковной практике, - нет. Есть, конечно, различия – посмотрим хотя бы то же венчание, но эти моменты берут свои истоки, скорее, не в церковных положениях, а в практике и обрядах более ранних. И тоже абсолютно логичных по своей сути… Женщина подчиняется главе семьи, будь то ее муж, отец или даже брат, но в случае необходимости вправе требовать у него, чтобы он отстаивал ее права и защищал интересы.
Так это понимаю я, - исходя из текста Книги и имеющихся у нас источников. Готов подискутировать и пообсуждать. Может, в чем-то не прав, заблуждаюсь – это свойственно моему возрасту ) В противном случае обязуюсь оформить и, согласно правилам, выложить в скриптории.